RUSENGВзорвался реактор 
destruction


Детальная схема развития аварийного процесса разрушения реактора очень мало проработана, но неявно среди всех (здравомыслящих) специалистов довольно быстро общепринятой стала следующая схема. Весь аварийный процесс разделяется на несколько фаз.
1) Появление в реакторе большой (нескомпенсированной) положительной реактивности и как следствие быстрое возрастание мощности энерговыделения.
2) Интенсивное парообразование и рост давления в технологических каналах реактора (ТК). За счет большого положительного парового (пустотного) коэффициента реактивности ввод реактивности и рост мощности еще более ускоряется.
3) В некоторых наиболее тепло-напряженных ТК топливо разогревается до чрезмерно высоких температур (близких или даже превышающих температуру плавления) и тепловыделяющие сборки (ТВС) разрушаются.
4) Разрушение ТВС и контакт топлива со стенкой ТК вызывает разрушение самого ТК. Пар получает выход в реакторное (внешнее по отношению к каналам ) пространство (РП), обезвоживание каналов и рост реактивности еще более ускоряется.
5) Разрушение достаточно большого числа ТК (хватает 4-х) вызывает сильный рост давления в РП, достаточный для подъема верхней защитной плиты и разрушения кожуха реактора. Это в свою очередь (чисто механически) вызывает массовое разрушение технологических каналов и выход пара (под давлением ~70 атм.) в открытое пространство. Все происходит практически мгновенно, и это есть первый (паровой) взрыв. Как взрыв парового котла.
6) Вся активная зона реактора сразу и полностью обезвоживается, чем вносится положительная реактивность уже намного превышающая долю запаздывающих нейтронов ок.0,7%. Происходит разгон реактора на мгновенных нейтронах и его полное разрушение. Это есть второй (ядерный) взрыв. Не взрыв атомной бомбы, но той же физической природы.

Ни одно зарегистрированное системой ДРЕГ и приборами БЩУ событие не противоречит вышеописанному сценарию и наоборот ни одна из других (хоть сколько-нибудь осмысленных) альтернативных схем развития аварийного процесса не удовлетворяет всей совокупности зарегистрированных событий. Эта схема согласуется также с физическими характеристиками реактора.

Непримиримые дискуссии велись (и кое-кем ведутся до сих пор) вокруг двух вопросов. 1) Что явилось причиной начального ввода положительной реактивности и какова её величина. 2) Когда и как начался этот ввод положительной реактивности.
На самом деле ответ на оба эти вопроса достаточно очевиден. Начальная положительная реактивность, явившаяся пусковым механизмом аварии, была введена стержнями аварийной защиты (тормоза разгоняют автомобиль), а её величина (в максимуме) порядка доли запаздывающих нейтронов ~0,7%.
Действительно до момента нажатия кнопки АЗ-5 никакого особого роста мощности реактора не наблюдается, а через три секунды после этого момента мощность зашкаливает по всем приборам и на самописце дает вертикальную линию.


обратно в текст
к карте сайта